В 90% категорий продуктов и услуг в России наблюдается снижение потребительского спроса. Те немногие категории, где есть рост, связаны с режимом самоизоляции, либо с опасениями по поводу здоровья. К такому выводу пришли эксперты международной консалтинговой компании BCG и исследовательского холдинга "Ромир" в ходе исследования "Российские потребители – новая реальность".
Эксперты BCG и "Ромир" полагают, что по сравнению с представителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения.
Потребители в регионах осведомлены о COVID-19 не хуже москвичей и чувствуют даже большее беспокойство, несмотря на то, что эпидемия коснулась их в гораздо меньшей степени, отмечается в исследоваии. При этом большинство респондентов считают, что наиболее высок риск заражения при посещении развлекательных мероприятий или в поездках, чем при заказе еды или других покупках онлайн.
"Россия вместе со всем миром находится в "идеальном шторме". Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг - естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис. Главный вопрос, ответ на который ждут все: как в долгосрочной перспективе будет действовать государство. Уже сегодня очевидны целые отрасли, требующие серьезной поддержки. Чем быстрее она будет оказана, тем меньше вероятность, что к экономическим последствиям текущего положения добавятся и социальные", - комментирует результаты исследования президент исследовательского холдинга "Ромир", доктор социологических наук Андрей Милёхин.
Основные тренды потребительского рынка сегодня
Так, эксперты прогнозируют спад во всей категории "Продукты" за исключением сегмента "Свежие продукты", а те потребители, что увеличивают расходы, делают это исключительно ради создания запасов в период самоизоляции.
В категории "Одежда и обувь" ожидается спад во всех сегментах за исключением детской одежды.
В категории "Товары длительного пользования" наибольшее падение отмечается в сегменте домашней электроники, а наименьшей - в сегменте "Велосипеды и самокаты". Потребители либо планировали покупку ранее, либо покупают, опасаясь повышения цен.
Потребители во всех возрастных группах планируют сократить траты, при этом "миллениалы" в большей степени, чем "поколение Z" и "бэби-бумеры", отмечается в исследовании. В целом российские потребители сокращают свои траты в большей степени, чем потребители на других развивающихся рынках.
В категориях услуг, относящихся к сфере развлечений и путешествий отмечается сильное падение. В качестве основной причины (до 60% случаев) участники опроса назвали изоляцию и страх заболеть, причем эта же причина указывается в отказе от использования общественным транспортом по всей стране. В среднем по России тратить на ОТ меньше планируют 47% респондентов, на такси - 49%, а на каршеринг - 56%.
Российский рынок в ближайшие 6 месяцев. Прогноз
Российские потребители планируют тратить меньше во всех каналах, причем наихудшие перспективы у торговых центров (порядка 47% опрошенных планирует тратить там меньше) и заведений уличной торговли (40%). Также сильно пострадают услуги для отдыха и развлечений: кинотеатры (34%), рестораны (34%), спа-салоны (36%), тематические парки (36%), концертные залы (36%), организация досуга и отдыха (46%).
На офлайн торговлю будет негативно влиять боязнь заразиться, а покупки в интернете будут сокращаться из-за ухудшающейся экономической ситуации. В ближайшей перспективе эксперты ожидают, что единственно растущим каналом продаж будет онлайн, причем только в Москве.
Одновременно прогнозируется рост расходов на услуги телемедицины, вызванный опасением лично посещать медицинские учреждения.
По всей России снижается число выдаваемых кредитов на покупки товаров длительного пользования