Российский экспорт нефти переориентируется с Европы на Азию: Фокус на сужении ценового дисконта

Перенаправление экспорта российской нефти из Европы в Азию больше не является тенденцией, это стало реальностью. Согласно отчету Bloomberg, только Китай и Индия в феврале получали 4,15 млн баррелей в день (б/с) российской нефти, что составляет 80-85% от общего объема экспорта России в месяц. Переориентация в основном завершена, и теперь акцент смещается в сторону уменьшения ценового дисконта.

Азия стала ключевым направлением экспорта российской нефти

До кризиса в Украине в феврале 2022 года Европа была основным направлением экспорта российской нефти и нефтепродуктов, на нее приходилось 50-55% экспорта нефти и нефтепродуктов. Это объяснялось главным образом логистическими причинами, поскольку Европа была ближайшим крупным рынком к ключевым российским портам на Черном и Балтийском морях. Однако отказ Европы от российской нефти и нефтепродуктов привел к значительной реструктуризации мирового нефтегазового рынка. Российский экспорт был переориентирован на покупателей в Азии, Африке и других странах, а Европа нашла альтернативные поставки.

В настоящее время доля Азии в структуре российского экспорта нефти составляет, вероятно, 90% и более. В 2021 году на Китай приходилось 30% российского экспорта, на другие азиатские страны - 7%, в том числе на Индию - 2%. В случае с нефтепродуктами переориентация нефтяных потоков была не столь радикальной, поскольку эмбарго на нефтепродукты было введено всего месяц назад. Более того, Европа указала, что позволит российским товарам оставаться на рынке в смеси с товарами из других стран. Тем не менее потоки в значительной степени перенаправлены, и теперь внимание будет сосредоточено на снижении транспортных расходов и, следовательно, скидок на российскую нефть по сравнению с ценами на жидкую сопоставимую нефть, такую как Brent.

Фокус на сужении ценового дисконта

Поскольку экспорт российской нефти смещается в сторону Азии, внимание теперь переключается на сужение ценового дисконта. Важно понимать, что затраты на транспортировку сырой нефти из России в Азию гораздо выше, чем в Европу. Транспортные расходы из России в Китай оцениваются примерно в 9 долларов за баррель, в то время как транспортные расходы в Европу составляют около 2,5 долларов за баррель. Таким образом, ценовая скидка на российскую нефть по сравнению с ценами на сопоставимую по ликвидности нефть, такую как Brent, в настоящее время составляет около $5 за баррель.

Российское правительство предпринимает шаги по сокращению ценового дисконта, стимулируя азиатских покупателей долгосрочными контрактами, предоплатой и другими способами. Цель состоит в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность цен на российскую нефть по сравнению с другими источниками сырой нефти, на которые рассчитывают азиатские страны, например, с Ближним Востоком.

Заключение

В заключение следует отметить, что переориентация экспорта российской нефти из Европы в Азию стала реальностью, и Азия теперь является основным направлением экспорта российской нефти. Сейчас акцент смещается в сторону уменьшения ценового дисконта, и российское правительство предпринимает шаги по стимулированию азиатских покупателей. В будущем будет интересно посмотреть, как будет развиваться нефтегазовый рынок и как другие страны будут реагировать на изменения в мировой торговле нефтью и газом.

-----------------------------------------------